\\ \\ [[http://www.infopro54.ru/news/3296/|оригинал статьи]]\\ \\ Info Pro54.ru\\ \\ от 09.10.2015 г. \\ \\ Умолкающие народы Сибири \\ \\ {{:ru:about:media:2015:8065.jpg?400|}}\\ \\ Несмотря на то, что статус конференции региональный, в ней участвуют люди из разных городов России и бывших союзных республик, есть гости из Польши и Японии. В этом году конференция посвящается юбилярам: докторам филологических наук Борису Болдыреву и Ираиде Селютиной, которая 45 лет работает в институте и сейчас является главным научным сотрудником сектора языков народов Сибири ИФЛ СО РАН, занимается исследованиями в Лаборатории экспериментально-фонетических исследований им. В. М. Наделяева (ЛЭФИ).\\ \\ Учёные этой лаборатории шесть лет назад вышли на новый уровень: совместно с Институтом химической биологии и фундаментальной медицины и Международным томографическим центром СО РАН проводили исследования языков народов Сибири, а также русского, таджикского, башкирского, турецкого, казахского, киргизского, корейского, используя методы магнитно-резонансной томографии, дигитального рентгенографирования и ларингоскопии.\\ \\ //— Дело в том, что фонетика в чистом виде — это не только филология, но ещё и медицина, математика, физика, — рассказывает один из организаторов конференции Николай Уртегешев, старший научный сотрудник сектора языков народов Сибири ИФЛ СО РАН. —Ларингоскопия с медицинской точки зрения выявила интересные факты. Например, у разных народов по-разному работают голосовые связки: у русских активно работают истинные голосовые связки, у тюрков — ложные, у хантов вообще специфично — глотка поднимается и опускается вверх / вниз без участия связок. Кроме того, у тюрков наблюдается ассиметрия голосовых связок при произнесении именно родных слов — правая связка длиннее левой.//\\ \\ {{:ru:about:media:2015:8066.jpg?400|}}\\ \\ Сейчас учёные продолжают заниматься различными языками, диалектами и говорами коренных народов Сибири, часто ездят в экспедиции и рассказывают о результатах своих исследований на конференциях разного уровня. Николай Уртегешев занимается двумя языками: шорским и калмакским. Двумя говорами шорского языка, носителей которых можно буквально по пальцам пересчитать — в основном это люди старшего поколения.\\ \\ //— Один из говоров, верхне-мрасский, очень интересный, звучит красиво: в отличие от других, даже тюркских языков, в твёрдых словах произносятся мягкие звуки, например, «маль» вместо «мал» — скотина. Другой — это язык калмаков, который после наших исследований стал широко известным среди тюркологов. Калмаков на свете осталось менее 80 человек, говорящих менее 20 человек. Я записывал двух сестёр среднего поколения, которые раньше дома говорили на родном языке, а сейчас перешли на русский. Сильное давление язык калмаков испытывал со стороны пришлых поволжских татар: их язык считался красивым и мелодичным, в отличие от «грубого», «неотёсанного» языка калмаков. А казанско-татарский язык такой потому, что в нём много арабизмов и персизмов, — объясняет сферу своих научных интересов филолог.//\\ \\ Сейчас многие народы относятся к малочисленным, а языки — к исчезающим. По словам исследователя, эти языки поздно начали изучать, некоторые в советское время, начиная с середины прошлого века, пострадали: запрещали на них преподавать, а в некоторых районах и говорить на родном языке в быту. Кроме того, было укрупнение населённых пунктов с коренным населением. Некоторые народы объединяли по административно-территориальному принципу: тех же чалканцев объединили с алтайцами, хотя языковая и культурная разница между ними большая, дети, приходя в школу, изучали алтайский язык как иностранный.\\ \\ {{:ru:about:media:2015:8067.jpg?400|}}\\ \\ Чалканским языком занимается коллега Николая Уртегешева, которая является одним из организаторов данной научной конференции, Наталья Федина, научный сотрудник сектора языков народов Сибири ИФЛ СО РАН.\\ \\ //— Мы называем чалканский языком, а вообще он в научной литературе относится к диалектам алтайского литературного языка. В 1993 году чалканцы получили статус малочисленных этносов России, их язык был включён в Красную книгу языков народов России. Наверное, он находится между шорским и алтайским языками. По данным Всероссийской переписи 2010 года, чалканцев примерно 1 181 человек, — уточняет Наталья Федина.//\\ \\ Чалканский язык является бесписьменными и находится под угрозой исчезновения. В настоящее время у чалканцев, как у большинства коренных малочисленных народов Сибири, наблюдается переход с этнического языка на русский. Русский язык занимает доминирующее положение не только во всех официальных коммуникативных сферах, но и в неформальном общении.\\ \\ //— Сотрудниками нашего института проводятся ежегодные экспедиции в места проживания чалканцев для того, чтобы создать полноценный корпус текстов по чалканскому языку, исследовать грамматическую систему, изменения, происходящие в языке по тем или иным причинам, собрать и изучить лексический материал и сравнить его с соседними диалектами (тубаларским, кумандинским) и языками (хакасским и шорским). Сопоставление с другими тюркскими языками Южной Сибири даёт нам возможность выявить динамику тюркских языков. Это позволяет уточнить исследования древних языковых фактов и проследить более поздние явления взаимодействия близкородственных языков, — продолжает специалист.//\\ \\ Первая книга по чалканскому языку была издана в 1985 году Николаем Баскаковым, а данные он собирал в 40-х годах. Если сравнивать данные 40-х годов и современные, то произошли, конечно, большие изменения на разных уровнях языка.\\ \\ //— Как раз эти изменения мы отмечаем. Раньше чалканский язык использовался только в семье, а сейчас даже в семьях на нём говорят мало. Именно поэтому мы стараемся успеть его зафиксировать.//\\ \\ Если носители не пишут на родном языке, то, получается, что лингвисты пытаются поймать исчезающую речь, которая постепенно становятся всё тише и тише.\\ \\