\\ Академия новостей\\ \\ от 12.01.2021 г. \\ \\ [[https://academ.info/news/45955|Оригинал статьи]]\\ \\ \\ Научные достижения-2020 \\ \\ {{:ru:about:media:2021:днк.png?nolink&300|}}\\ \\ **Названы самые значимые разработки новосибирских ученых в прошедшем году. **\\ \\ **Модель 3D-принтера для печати биокерамических имплантов**\\ \\ Главное достоинство этого метода ─ возможность быстро изготавливать индивидуальную модель. Время изготовления одного импланта ─ несколько часов. Это в разы быстрее существующих на рынке технологий.\\ \\ Старший научный сотрудник Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН Наталья Булина отмечает, что достижением коллектива является ещё и то, что смогли сделать диаметр пучка лазера очень маленький, всего две десятых миллиметра. В результате, как ручкой можно рисовать тонкую структуру костной ткани.\\ \\ **Вакцина от коронавируса**\\ \\ Препарат «ЭпиВакКорона», созданный в центре «Вектор», еще в ходе первых испытаний дал высокие показатели эффективности и безопасности. В январе завершатся постклинические испытания, по прогнозам «ЭпиВакКорона» сможет обеспечить человеку иммунитет от коронавируса минимум на полгода.\\ \\ **Топливо, растущее под ногами под ногами**\\ \\ Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук разработал новый катализатор, с помощью которого можно получать экологически чистые компоненты моторных топлив.\\ \\ **Маски против вирусов**\\ \\ Исследователи из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН разработали материал для медицинских масок, имеющий высокую антибактериальную и противовирусную активность (она была показана в ГНЦ ВБ «Вектор»). Материал, разработанный в ИХТТМ СО РАН, состоит из мельтблауна и наносеребра.\\ \\ **Уникальное приложение на основе принципов работы искусственного интеллекта**\\ \\ Сотрудники научно-образовательного центра «Машинное обучение и анализ больших данных» Новосибирского государственного университета совместно с Институтом катализа им. Г. К. Борескова СО РАН занимаются изучением и развитием технологий, связанных с глубоким машинным обучением. Одной из разработок стало приложение, которое в режиме online может сканировать и анализировать определенные виды микроскопических изображений.\\ \\ **Алгоритм для перевода старой орфографии в современную**\\ \\ Сотрудники Института вычислительных технологий СО РАН разработали систему, которая позволяет переводить дореволюционные издания в современную русскую орфографию практически без участия человека. Алгоритм может выполнять рутинную работу редакторов и дает исследователям дополнительные инструменты для анализа текстов.\\ \\ **Препарат на основе белка плазмы крови сделал МРТ безопаснее и точнее**\\ \\ Сибирские химики разработали органический препарат, применяемый врачами перед сеансом магнитно-резонансной томографии с использованием контрастных веществ.\\ \\ Руководитель проекта по гранту РНФ, главный научный сотрудник Новосибирского института органической химии имени Н. Н. Ворожцова СО РАН, д.х.н. Игорь Григорьев: «Химики давно заметили потенциал органических препаратов для проведения контрастной МРТ. Наша научная группа поставила себе задачу — найти органическое вещество, соответствующее четырем параметрам: оно должно присутствовать в норме в организме пациента, у него должна быть маленькая действующая концентрация, высокая растворимость и совместимость с организмом».**В исследовании принимала участие лаборатория биомедицинской химии ИХБФМ СО РАН.**\\ \\ **Безопасный способ борьбы с тромбозами при коронавирусе **\\ \\ В Сибири несколько лет назад разработан фибринолитик нового поколения. Это лекарство создано при участии компании «Сибирский центр фармакологии и биотехнологии, ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» и Института ядерной физики СО РАН, а также томского НИИ фармакологии и регенеративной медицины.\\ \\ **Семейство веществ, которое избирательно разделяет этан и этилен**\\ \ Исследователи из Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН создали целое семейство металл-органических каркасных структур, которые способны сорбировать этан из газовой смеси лучше, чем этилен. Открытие, которое найдет применение в крупнотоннажном химическом производстве, опубликовано в престижном химическом журнале Angewandte Chemie International Edition. \\ \\ **Новый способ получения сверхпрочной керамики**\\ \\ Ученые Института катализа Сибирского отделения Российской Академии наук разрабатывают энергоэффективный способ получения керамических материалов на основе матрицы карбида кремния, модифицированной многослойными углеродными нанотрубками.\\ \\ **Гены, связанные с хронической мышечно-скелетной болью**\\ \\ Ученые из лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики Факультета естественных наук НГУ и лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа ИЦиГ СО РАН совместно с зарубежными коллегами предложили нестандартный подход к изучению генетических основ хронической боли. Они предложили объединить несколько типов хронической боли — в данном случае боль в спине, колене, бедре и шее/плечах — и выделить так называемый «генетически независимый фенотип». Результаты работы были опубликованы в журнале с открытым доступом Communications Biology\\ \\ **Пропотип циклолета**\\ Ученые Института теплофизики СО РАН разбаботали протитип циклолета и представили его на международном форуме "Армия-2020" .\\ \\ Топологические изоляторы на основе селенида висмута новыми способами\\ \\ Результаты совместных работ специалистов Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета опубликованы в журналах Materials Research Bulletin и Nanotechnology.\\ \\ **Устройство для экологичного сжигания нефтяных отходов**\\ \\ Ученые Института теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) НЭТИ создали горелочное устройство, которое позволит сжигать нефтяные отходы и отработанное масло без вреда для экологии. Аналогов ему в мире в настоящее время не существует.\\ \\ **Черная пшеница и синий ячмень**\\ \\ Новосибирские генетики доказали – человеческий гормон меланин содержат многие растения. Более того, представители флоры умеют общаться друг с другом. Статью опубликовали в авторитетном научном журнале, а на экспериментальные поля высадили разноцветный ячмень, который получился в результате генетических изменений.\\ \\ **Технология высокопрочной лазерной сварки для авиации**\\ \\ Ученые Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) им. С. А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) разработали технологию высокопрочной лазерной сварки для авиационной промышленности.\\ \\ **Новосибирские ученые помогут прочитать нарушенную ДНК**\\ \\ Исследователи Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Новосибирского государственного университета работают над коктейлем из белков, который способен помочь в расшифровке деградировавшей ДНК — это важно, в частности, для палеогенетиков и судмедэкспертов. \\ \\ Источник: портал "Новости сибирской науки"