ru:about:media:2011:20110104 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2011 год » ru:about:media:2011:20110104

«Журнал Коммерсантъ Наука»
№1 01.04.2011 г.

«Молекулы, подавляющие рост раковой опухоли»

Группа академика Валентина Власова из новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины создала молекулу, подавляющую рост раковой опухоли.

Генная инженерия

Эта молекула, двуцепочечная РНК, устроена так же, как генетический материал некоторых вирусов, например вируса гриппа. Для клеток появление двуцепочечной РНК - сигнал вторжения и стимул к запуску противовирусной защиты - производству интерферона. Интерферон не только активирует иммунную систему, направляя ее на борьбу с вирусом, но и обладает противоопухолевой активностью. С помощью разработанной молекулы удалось добиться замедления роста культуры раковых клеток в 3-3,5 раза. Предполагается, что стимуляция выработки интерферона в организме человека безопаснее, чем введение самого интерферона, чреватое побочными реакциями. Результаты исследования опубликованы в журнале «Доклады Академии наук».

Авторы исследования активно работают и над другими способами лечения опухолей. При раке мутации ДНК приводят к тому, что активность генов, вызывающих деление клеток, увеличивается (так и образуется опухоль). Причем конкретный набор мутаций и генов может отличаться даже у пациентов с одинаковым диагнозом. Разрабатываемый сибирскими учеными метод направленного снижения активности определенного гена - важная область персонализированной медицины. Подобные подходы в будущем позволят подбирать лечение с учетом характеристик конкретной опухоли.

Мария Шкроб