ru:about:media:2015:20152709-1 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2015 год » ru:about:media:2015:20152709-1

ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» от 27.09.2016 г.

В слезах человека ученые нашли золото

Новосибирские исследователи представили новый способ ранней диагностики глазных заболеваний

Самое настоящее золото, а точнее его наночастицы нашли в человеческих слезах сибирские ученые. Первое в мире исследование «эмоционально-физиологической» жидкости микробиологи Академгородка провели под электронным микроскопом.

Как сообщили «МК» в Сибирском отделении РАН, исследования проходили в новосибирском Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Чтобы получить достаточное количество слез, добровольцев (их было около 50 человек) пришлось заставить плакать крокодильими слезами при помощи безопасного порошка альбуцида, который присутствует в обычных противовоспалительных глазных каплях и способен вызывать слезотечение.

Работа показала, что по слезам можно определять наличие офтальмологических заболеваний на самых ранних стадиях, собственно, ради этого и было начато исследование. В частности, уже опубликованы данные о том, что в слезной жидкости при развитии первичной открытоугольной глаукомы и диабетической ретинопатии (поражения сетчатки) меняется уровень цитокинов (информационных молекул).

В ИХБФМ СО РАН впервые изучили слезную жидкость в просвечивающем электронном микроскопе и нашли там клетки эпителиоциты и лейкоциты. По словам исследователей, их наличие объясняется тем, что слезная пленка тесно контактирует с поверхностью эпителия роговицы и конъюнктивы, клетки которых могут попадать в слезную жидкость.

Важнейшей находкой сибирских исследователей стало обнаружение в слезной жидкости мельчайших внеклеточных компонентов экзосом, имеющих размер до ста нанометров. До этого экзосомы, имеющие форму пузырьков, были обнаружены лишь в слюне, спинномозговой жидкости, крови, моче и грудном молоке. Функции их различны — это и межклеточное общение, и иммунная защита организма.

Исследование под электронным микроскопом показало, что в образцах слезной жидкости и здоровых, и больных людей содержатся элементы клеток, которые имеют на поверхности наночастицы золота. Теперь золотые «метки» помогут исследователям еще быстрее находить ценные для офтальмологов экзосомы, поскольку некоторые компоненты золота являются их маркерами.

Наталья Веденеева