ru:about:media:2018:20182004-2 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2018 » ru:about:media:2018:20182004-2

РИА СИБИРЬ

от 20.04.2018 г.

Новосибирские ученые обнаружили новый вариант вируса клещевого энцефалита - «Обской»

Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН совместно с коллегами из Института систематики и экологии животных СО РАН уже много лет изучают геномы и генетику вируса клещевого энцефалита. Они исследовали коллекцию вирусов, выделенных на территории Новосибирского научного центра: наряду с известными генетическими вариантами вируса был найден новый.

Существует три субтипа вируса клещевого энцефалита: восточный, европейский и сибирский, который широко представлен в Сибирском регионе. Обнаруженный вариант (названный «Обским») соответствует последнему из них, правда, генетически «находка» отличается от уже известных вариантов вируса и близка к границе их разделения на субтипы.

«Разница между субтипами составляет 12% по нуклеотидной последовательности, - рассказывает младший научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, кандидат биологических наук Сергей Ткачев. - Оказалось, что новый штамм по своей генетической структуре близок к этой границе: он, конечно, сибирский субтип, но больше остальных похож и на другие типы. У него уникальная структура белков - точнее, некоторые варианты аминокислотных остатков в них не были описаны ранее, - что может влиять на биологические свойства данного варианта».

Ученые Института систематики и экологии животных СО РАН охарактеризовали новый вирус с точки зрения биологических свойств. По всей видимости, он является слабопатогенным - по крайней мере, для мышей штамм обладает низкой нейроинвазивностью (способностью проникать в мозг). Правда, патогенность для человека пока не известна.

Для каждого субтипа существуют прототипные штаммы — они были впервые описаны как соответствующий субтип, и на основе сравнения с ними можно понять, к какому типу относится изучаемый вирус. Кроме того считается, что различные субтипы вируса клещевого энцефалита отличаются по симптоматике заболевания: так, дальневосточный тяготеет к более тяжелой форме клещевого энцефалита, сибирский вызывает хроническую, а европейский является легко переносимым. Хотя на самом деле течение болезни определяют и особенности зараженного организма - например, иммунитет.

Оценка возраста вирусов данной группы показала, что они скорее всего относятся к наиболее древней линии среди сибирского субтипа. Обская линия была отделена от общего предка примерно 1,5 тыс лет назад, что произошло даже раньше Балтийской - до этого она считалась самой старой.

«Чтобы узнать возраст новой линии, мы проанализировали полные геномы разных штаммов вируса клещевого энцефалита или их фрагменты, оценили скорость эволюции вируса и затем высчитали, в какой момент времени группа отделилась от предков, - добавляет Сергей Ткачев. - Пока на территории ННЦ мы обнаружили только один штамм данной линии. Также нашими коллегами из Москвы были найдены еще два вирусных изолята (выявленных фрагмента генома) в Кемерово, относящихся к Обской линии».

Так что паниковать из-за наличия нового варианта вируса рано - с учетом того, что у него вряд ли высокая патогенность. Однако полученные данные имеет смысл учитывать при создании тест-систем (уточняющих принадлежность вируса к определенному субтипу) или вакцин. С другой стороны, у ученых до сих пор нет однозначного вывода о том, является ли вакцина, созданная на основе дальневосточного или европейского штамма вируса клещевого энцефалита, в равной степени эффективной против сибирского субтипа.

Алёна Литвиненко.