ru:about:media:2019:20190104 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2019 » ru:about:media:2019:20190104

Наука в Сибири

от 1.04.2019 г.

Оригинал статьи


На всех парусах: ИХБФМ СО РАН отмечает 35-летие

1 апреля 1984 года был создан Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Сегодня он является одним из международных лидеров в области создания ген-направленных биологических препаратов, разработки биотехнологических подходов в генотерапии, изучении физико-химических процессов передачи и сохранения наследственной информации. Сотрудники института полны новых планов и с энтузиазмом смотрят в будущее.

Как корабль назовешь…

ИХБФМ СО РАН имеет богатую историю. Он был создан как Новосибирский институт биоорганической химии СО АН СССР на базе отдела биохимии Новосибирского института органической химии СО АН СССР, которым руководил академик Дмитрий Георгиевич Кнорре.

У истоков новой организации стояли такие выдающиеся люди, как академик Михаил Александрович Грачёв — биохимик, будущий директор Лимнологического института СО РАН, академик Лев Степанович Сандахчиев — специалист мирового уровня в области молекулярной биологии и вирусологии, основатель и руководитель научно-производственного объединения «Вектор», а также многие другие талантливые специалисты — ученые, конструкторы, лаборанты.

Директором ИХБФМ СО РАН с 1984 по 1996 годы был его основатель академик Дмитрий Георгиевич Кнорре, с 1996 по 2017 годы — академик Валентин Викторович Власов. С апреля 2017 года институт возглавляет член-корреспондент РАН Дмитрий Владимирович Пышный.

Директор ИХБФМ СО РАН Дмитрий Пышный

Первый директор института академик Дмитрий Георгиевич Кнорре был специалистом в области химической кинетики, молекулярной биологии и биоорганической химии. «К созданию института Дмитрий Георгиевич шел последовательно, — вспоминает заведующая лабораторией биоорганической химии ферментов ИХБФМ СО РАН член-корреспондент РАН Ольга Ивановна Лаврик. — В 1975 году, будучи деканом факультета естественных наук Новосибирского государственного университета, он организовал кафедру молекулярной биологии. Большинство студентов, прошедших подготовку на кафедре, впоследствии трудились в новом институте».
\

Те, кто непосредственно работал с Дмитрием Кнорре, отмечают, что он был человеком системного мышления, растил кадры не только для института, но и для «Вектора» — одного из крупнейших научных вирусологических и биотехнологических центров в России.

«Для многих Дмитрий Георгиевич был учителем, показывал пример своим трудолюбием и знал, как сплотить коллектив, — рассказывает научный руководитель ИХБФМ СО РАН академик Валентин Викторович Власов. — Нередко он проводил в собственной квартире семинары для сотрудников, организовывал коллективные походы на Алтай и Камчатку. Во время таких мероприятий ученые в неформальной обстановке могли обмениваться идеями и знаниями».

Ольга Лаврик, которая в течение продолжительного времени была заместителем Дмитрия Кнорре на кафедре молекулярной биологии в НГУ, была также в числе первых заведующих лабораториями при создании Новосибирского института биоорганической химии. «Нас отправляли защищать докторские диссертации в Москву, перед столичными светилами науки, чтобы получить поддержку для вновь создаваемого института, — рассказывает она. — До сих пор помню, как было страшно выступать на защите диссертации на соискание доктора химических наук перед академиком Юрием Анатольевичем Овчинниковым — директором Института биоорганической химии, профессором МГУ. Я понимала, чем нам грозит, если что-то пойдет не так во время защиты».

«В конечном итоге именно Юрий Анатольевич стал инициатором создания Новосибирского института биоорганической химии. Можно сказать, благодаря его поддержке в Сибири появилась молекулярная биология», — отмечает академик Власов.

Бороздящие океан

ИХБФМ СО РАН — первый в Сибири институт, в котором стали проводиться фундаментальные исследования в области физико-химической биологии. «Пожалуй, самым известным проектом было создание ген-направленных биологических веществ, — рассказывает Валентин Власов. — Выдающиеся химики Нина Ивановна Гринёва — доктор химических наук, профессор, и Дмитрий Георгиевич Кнорре в конце 1960-х годов первыми в мире запустили проект по разработке веществ, избирательно воздействующих на определенные гены. В то время это казалось фантастикой, а сегодня является передовым направлением биофармацевтики. Продукты, которые были созданы на базе технологий, предложенных нашими учеными, вышли на мировые рынки лекарств».

Валентин Власов подчеркивает, что институт всегда был ориентирован на решение глобальных, важных для страны задач. Среди значимых научных достижений ИХБФМ СО РАН можно отметить несколько направлений.

Одно из них — работа с инфекционными агентами. Учеными был расшифрован геном вируса клещевого энцефалита, и это была первая работа такого рода в России, а также геном сибирской боррелии — переносчика такого опасного заболевания, как боррелиоз.

Второе направление — создание теоретической и экспериментальной базы химии нуклеиновых кислот и разработки ген-направленных биологически активных веществ.

Третье — разработка и создание приборов для лабораторных исследований. «Когда стала развиваться молекулярная биология, требующая работы с отдельными компонентами клетки, например с ДНК, в стране возник дефицит оборудования для манипуляций с биополимерами. Тогда Лев Степанович Сандахчиев придумал со своими коллегами целую линейку приборов, которые на много лет опережали уже существовавшие к тому времени аналоги. Некоторые получились настолько удачными, что лицензии на их производство купили западные компании», — комментирует Валентин Власов.

Сотрудниками института были разработаны хроматографы, которые позволяют анализировать химические вещества. Например, хроматографический комплекс «Милихром» используется и в химической промышленности, и в фармацевтике.

Сегодня ученые ИХБФМ СО РАН занимаются генодиагностикой инфекционных, аутоиммунных и опухолевых заболеваний, производством ферментов для биотехнологии и медицинской диагностики, синтезом олигонуклеотидов, их производных и нуклеозидтрифосфатов, созданием противораковых препаратов направленного действия. В институте активно разрабатываются методы синтетической биологии, геномного редактирования, развиваются технологии в области биобезопасности.

Ольга Лаврик

Главными объектами исследований Ольги Ивановны Лаврик и ее лаборатории в первые годы работы института были аминоацил-тРНК-синтетазы, ключевые ферменты биосинтеза белка. Особенно информативным для изучения белков, взаимодействующих с ДНК, оказался метод аффинной модификации. Этот метод активно развивался на основе оригинальных химических подходов и был успешно применен для изучения целого ряда важнейших систем клетки. Было установлено, что процессы репликации и репарации ДНК осуществляются ансамблями белков, работа которых в клетке эффективно координируется.

Ольга Ивановна отмечает, что в конце 1970-х и в 1980-х годах на международных конференциях применение аффинной модификации, модификации нуклеиновых кислот, исследование рибосом, сложных ферментных систем называли Russian field — настолько методы, предложенные сибирскими учеными, были важными и оригинальными.

«В нашем институте всегда очень хорошо налажен баланс между химией и биологией, надеюсь, это сохранится у нас навсегда», — говорит исследовательница.

Всем штормам назло


В истории ИХБФМ СО РАН были периоды взлетов и падений. В 1990-е годы наступила черная полоса: многие сотрудники уехали работать за рубеж. Но даже в это сложное время институт оставался на плаву. «У нас были давние дружеские связи с французскими коллегами, которые в 1990-е протянули нам руку помощи, — вспоминает Валентин Власов. — Они предоставляли нам гранты и возможность работать в своих лабораториях, на своем оборудовании, со своими реактивами».

Так, например, во Франции работала Ольга Лаврик и сотрудники ее лаборатории, оставшиеся в институте. Они выделяли ферменты и белки в Сибири, исследование которых проводили на площадке во Франции. Это была большая удача для такого тяжелого времени, и это позволило сохранить целые направления научных исследований. Заведующая лабораторией биохимии нуклеиновых кислот доктор биологических наук Марина Аркадьевна Зенкова вела исследования в Страсбурге. Сотрудничество впоследствии развивалось с Германией и США. Эти связи сохранены до сих пор.
\
После шторма всегда появляется солнце. За годы работы института его сотрудники сделали многое в области изучения механизмов синтеза белка, строения генома. Ольга Ивановна Лаврик рассказывает, что в ИХБФМ СО РАН всегда было очень сильным крыло биохимических исследований сложных ферментных систем, а также рибосом (зав. лабораторией доктор химических наук профессор Галина Георгиевна Карпова). «Я как раз отношусь к такому “биохимическому крылу”. Раньше мы занимались ферментативными системами биосинтеза белка, а затем очень активно развиваем исследования систем репарации ДНК, в этом направлении работают несколько лабораторий. Исследуя аналогичные направления, “выросли” Михаил Александрович Грачёв и мой ученик Георгий Александрович Невинский, сейчас он возглавляет лабораторию, где занимается каталитической активностью антител», — говорит Ольга Лаврик.

Будущее института во многом связано с молодежью. «Я пришел сюда работать тринадцать лет назад, и ни разу об этом не пожалел, — говорит научный сотрудник ИХБФМ СО РАН кандидат биологических наук Сергей Евгеньевич Седых. — Я представляю уже четвертое поколение исследователей — после Дмитрия Георгиевича Кнорре, Ольги Ивановны Лаврик и Георгия Александровича Невинского. Своей задачей вижу продолжение традиций института в части воспитания новых поколений исследователей».

 Сергей Седых

Попутного ветра!


В настоящее время ИХБФМ СО РАН представляет собой институт, который по результатам оценки результативности научных организаций отнесен к первой категории и который по рейтингу издания SCImago Journal & Country Rank находится на пятом месте мирового рейтинга российских научных организаций. Институт стал одной из первых научно-исследовательских организаций, которой правительством Российской Федерации было предоставлено право создать диссертационный совет, самостоятельно присуждающий ученые степени кандидатов и докторов наук.

«Я горжусь тем, что мы имеем, и ощущаю ответственность за то, что ждет нас впереди, — говорит директор ИХБФМ СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Владимирович Пышный. — Сегодня мы можем сравнить себя с кораблем, идущим под полными парусами. Вихри, которые веют вокруг нас, подгоняют нас вперед, и мы готовы к этому новому пути».

Институт планирует войти в программу развития «Академгородок 2.0» с амбициозным проектом по организации «Биоцентра» — центра компетенций международного уровня в области синтетической биологии и биофармацевтики, благодаря которому институт планирует развить те направления в медицине, которые необходимы стране. В этом руководство института видит свою стратегическую задачу.

ИХБФМ СО РАН является базовым для кафедры молекулярной биологии и биотехнологии НГУ, в институте проходят практику студенты разных специальностей — физики, химики, медики, биологи. «Мы готовим кадры для высокотехнологичных компаний, большинство из которых сосредоточены в наукограде Кольцово и технопарке новосибирского Академгородка. Этим компаниям сейчас очень нужны активные молодые люди», — говорит Дмитрий Пышный.

Помимо фундаментальных исследований сотрудники института активны в образовательной сфере: преподают в вузах, проводят олимпиады для школьников и студентов, организуют научно-просветительские мероприятия. В этом году силами молодых ученых были открыты биоинженерные спецкурсы в четырех школах Новосибирска и, кроме того, проведены занятия в детских садах.


«Самым маленьким ребятишкам мы рассказываем об основах естественных наук — физики, химии биологии, знакомим с такими понятиями, как эксперимент, гипотеза, вывод, — рассказывает младший научный сотрудник лаборатории биомедицинской химии ИХБФМ СО РАН и председатель профсоюзного комитета института кандидат химических наук Елена Владимировна Дмитриенко. — Оказывается, уже в пять-шесть лет можно пробудить у ребенка интерес к науке, в этом возрасте дети впитывают всё, как губки. И мы видим, что ребятишкам очень нравятся уроки, у них горят глаза».

«Мы всеми силами стараемся привлечь умные головы в науку, — говорит Сергей Седых. — Молодежь у нас активная, все хотят участвовать в образовательных проектах. Нет сомнения, что это направление будет развиваться, потому что дирекция института нас во всем
поддерживает».

«С той школой, которая у нас сохранена, и с теми человеческими ресурсами, что у нас есть, нам ничего не страшно, — подводит итог Дмитрий Пышный. — Поздравляю всех, кто работает и создает науку в ИХБФМ СО РАН. Желаю успехов и творческих взлетов!»


Юлия Клюшникова
\
Фото Александры Федосеевой (1, 3, анонс), предоставлено ИХБФМ СО РАН (2)





© Copyright 2023. ИХБФМ СО РАН

Яндекс.Метрика