ru:about:media:2021:20212807-1 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2021 » ru:about:media:2021:20212807-1

Наука в Сибири

от 28.07.2021 г.

В новосибирском Академгородке появилась мемориальная доска академику Кнорре

В Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски основателю Института биоорганической химии (в настоящее время — ИХБФМ СО РАН) академику Дмитрию Георгиевичу Кнорре.

Академик Дмитрий Георгиевич Кнорре — известный российский ученый, основоположник исследований в области молекулярной биологии, биоорганической химии и биохимии в Сибири. Под его началом в Новосибирском институте органической химии СО АН был создан отдел биохимии, впоследствии выросший в самостоятельное научное учреждение — ИХБФМ СО РАН. Именно его возглавлял Дмитрий Георгиевич с 1984-го по 1996 год. Д. Г. Кнорре — специалист в области биоорганической химии нуклеиновых кислот и белков. Под его руководством выполнены циклы исследований по механизмам образования пептидных, фосфодиэфирных и фосфамидных связей. Им и его учениками разработаны методы синтеза олигонуклеотидов и создан широкий набор реакционноспособных производных олигонуклеотидов для направленной модификации нуклеиновых кислот и важнейших компонентов систем матричного биосинтеза. Институт, созданный Д. Г. Кнорре, прославили пионерские исследования, направленные на создание ген-направленных биологически активных веществ. В настоящее время конструирование препаратов такого типа является наиболее перспективным направлением биофармацевтики. Академик Кнорре — автор более 350 публикаций в рецензируемых российских и зарубежных журналах, ряда обзоров и монографий, кроме того, соавтор учебников для вузов. Под руководством Д. Г. Кнорре защищено свыше 60 кандидатских диссертаций, десять его учеников стали докторами наук, трое — членами РАН.

Со вступительным словом на открытии мемориальной доски в память ученого выступил директор ИХБФМ СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Владимирович Пышный. «Сегодня для нас всех большой праздник — мы отмечаем 95-летие со дня рождения Дмитрия Георгиевича Кнорре. Сложно описать словами, как много он сделал для нас, благодаря ему у нас есть научная школа, перспективы и надежды. Иначе говоря — будущее, которое много лет назад было заложено академиком Кнорре. Мы все собрались здесь для того, чтобы увековечить имя этого великого человека», — сказал Дмитрий Пышный.

«Для меня сегодняшнее событие имеет особенное значение. Дело в том, что я узнал о Дмитрии Георгиевиче еще до приезда в бурно развивающийся Академгородок. Мы вместе с ним являемся выходцами из одной научной школы. Будучи еще студентом, я учился химической кинетике по пособию, написанному им в соавторстве с другим крупным ученым, и еще с тех времен для меня имя академика Кнорре было почитаемым. Дмитрий Георгиевич является одним из основателей школы молекулярной биологии не только в Сибири, но и в России. Созданный им институт сегодня занимает лидирующие позиции в нашей стране, а также регулярно заявляет о себе в мировой науке. Всё это во многом является результатом того, что нынешнее руководство продолжает следовать тому же курсу и стилю работы, заданному академиком Кнорре. Еще раз поздравляю всех собравшихся здесь, это очень хорошо, что мы не забываем тех, кто создал науку в Академгородке», — отметил председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон.

К словам председателя СО РАН присоединился министр науки и инновационной политики Новосибирской области кандидат физико-математических наук Алексей Владимирович Васильев. «Как уже сказано ранее, Д. Г. Кнорре является одним из основателей Академгородка, создавшим здесь сильный научный институт, который сегодня в рамках своей специфики по праву входит в число ведущих в России и мире. Сформированная им научная школа в наши дни занимается исследованиями по интересным и важным направлениям. Но самое главное — ИХБФМ СО РАН активно участвует в амбициозных и перспективных проектах, формирует задачи по созданию новых объектов инфраструктуры для проведения научных исследований. Вы знаете, что у нас сегодня реализуется программа развития Новосибирского научного центра — программа “Академгородок 2.0”, активным участником которой является созданный академиком Кнорре институт. Кроме того, ИХБФМ СО РАН будет одним из первых, кто займется реальными исследованиями в создаваемом сейчас ЦКП СКИФ», — добавил Алексей Васильев.

«Наука в Сибири»