ru:about:media:2022:20221804 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2022 » ru:about:media:2022:20221804

ТАСС

от 18.04.2022 г.

Десятки новых бактериофагов обнаружили в образцах почв из разных регионов России

НОВОСИБИРСК, 18 апреля. /ТАСС/. Несколько десятков новых видов бактериофагов - особых вирусов, поражающих бактерии, обнаружены в образцах почв из разных регионов России, собранных школьниками в рамках федеральной программы по созданию атласа почвенных микроорганизмов. Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН расшифровывают геномы новых бактериофагов и изучают их антибактериальные свойства, рассказала в понедельник заведующая лабораторией молекулярной микробиологии ИХБФМ СО РАН Нина Тикунова.

«Школьники под руководством учителей биологии отбирают образцы из самых необычных мест - некоторые живут на севере, кто-то рядом с Охотским морем или с солончаковыми болотами, или просто вблизи шахт и карьеров. И в этих местах как раз можно обнаружить новые бактериофаги, и мы их обнаруживаем, и потом пытаемся найти в их геномах что-то новое или полезное для биотехнологий. В прошлом году собрали несколько сотен образцов, около 600-700, в этом году должны собрать 10 тысяч образцов», - рассказала Тикунова.

По ее словам, цель исследовательской программы «Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов как основа для поиска новых противомикробных продуцентов и ферментов с уникальными свойствами» - изучить, в каком микробиологическом окружении существует страна. «Основная идея - не просто посмотреть, какие неизвестные микроорганизмы есть - это фундаментальный интерес, но должен выйти и важный практический результат - среди обнаруженных с помощью школьников микроорганизмов найти новые антибактериальные агенты. Потому что проблема с антибиотиками стоит, есть бактерии, устойчивые ко всем известным антибиотикам, важно искать новые антибиотические вещества», - добавила она.

По словам заведующей, в коллекции микроорганизмов ИХБФМ СО РАН - самой большой за Уралом - до начала проекта было более 200 полностью изученных бактериофагов с секвенированным геномом. Благодаря собранным школьниками образцам коллекция пополнится сотнями новых вирусов и бактерий.

Работа с образцами ведется по нескольким направлениям: сначала ученые определяют, какие микроорганизмы есть в каждом образце, потом передают их той группе исследователей, которая будет изучать конкретные свойства. «Одна группа ищет новые протеазы в этих образцах, другая - клеточные ферменты нуклеинового обмена, есть группа, которая ищет консорциумы бактерий, которые бы улучшали сельскохозяйственные почвы, мы ищем бактериофаги», - добавила Тикунова. По ее словам, помимо бактериофагов, группа занимается поиском и изучением бактерий, обладающих антибактериальной активностью. «Бактерии живут в почве и конкурируют между собой за свет, за питание, и конкурируя, они выделяют антибактериальные вещества. Именно в этих веществах природные антибиотики и были обнаружены», - сказала она.

О программе

Исследовательская программа «Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов как основа для поиска новых противомикробных продуцентов и ферментов с уникальными свойствами» реализуется в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019 - 2027 годы при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Цель программы - проведение на территории РФ масштабных исследований с участием ведущих ученых и привлечением обучающихся для сбора образцов и анализа данных и результатов.