ru:about:media:2011:20111802 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2011 год » ru:about:media:2011:20111802


Оригинал статьи


«Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области»
от 18.02.2011 г.


«Геном: прочесть обязательно»

Любовь ЩЕРБАНЕНКО

Фундаментальная наука в последние годы всё больше приобретает прикладной характер. Разработки новосибирских учёных находят применение в различных отраслях.

О том, что наука может поставить на службу здоровья человека, рассказывают заместитель председателя СО РАН, директор Института химической биологии и фундаментальной медицины академик Валентин Власов и руководитель центра новых медицинских технологий ИХБиФМ доктор медицинских наук Андрей Шевела.

«Стремительное развитие в последние десятилетия молекулярной биологии, генетики, физиологии создало совершенно новые возможности для медицины, — говорит академик Власов. — Нынешнее время смело можно назвать веком биотехнологий в медицине. Наука всё больше работает для человека. И это не специфика нашего Академгородка — такие процессы происходят во всём мире».

Валентин Викторович вспоминает, что при организации Академгородка, — а самому Власову, как он признаётся, посчастливилось быть в числе первых его жителей, — он был центром, где развивались физика и математика. Но руководители Сибирского отделения всегда отличались дальновидностью и уже тогда понимали, что необходимо вовлекать учёных в медицинские исследования. Академик Ворожцов, ещё будучи директором Института органической химии, сделал, по сути, первый шаг по пути развития в СО РАН фундаментальной медицины. В институте был создан отдел биологически активных веществ. «Мы начинали с химии, потом плавно перешли к биологии, чтобы исследовать процессы, которые протекают в живом организме, и тем самым приносить наибольшую пользу человечеству», — говорит Владимир Власов. На базе отдела впоследствии было создано первое медицинское подразделение СО РАН. Появился Центр новых медицинских технологий, а потом и институт химической биологии и фундаментальной медицины. «В наиболее развитых странах — США, Германии, Франции, более 60 процентов средств, выделяемых на науку, идёт в область биологии и медицины, — заметил Валентин Власов. — Мы до этих цифр, конечно, не дотягиваем, но, главное, все понимают необходимость именно такого подхода».

Одно из направлений работы ИХБиФМ — разработка и внедрение современных методов диагностики. К примеру, здесь впервые в мире был расшифрован геном вируса клещевого энцефалита. «О клещевом энцефалите знают все, но есть не менее опасное заболевание — боррелиоз. Сейчас мы занимаемся разработкой средств его диагностики и лечения — практически закончена расшифровка сибирского варианта генома боррели, — рассказывает академик Власов. — Появление секвенаторов геномов последнего поколения позволяет прочесть гены не только маленьких объектов, того же вируса клещевого энцефалита, но и геном человека». Правда, пока учёные, как признаётся Валентин Викторович, не научились в полной мере интерпретировать считанные с генома сложные данные. «Редко бывает, что болезнь наступает, если “сломался” только какой-то один ген, — говорит он. — Обычно происходит сбой в работе нескольких генов. К примеру, такое страшное заболевание, как рак. Оказалось, что каждый из видов рака представляет собой коллекцию болезней. Генетические анализы показывают, что та или иная опухоль содержит клетки с разными мутациями в генах и представляет собой скопище клеток с изуродованными генами. Причём картина меняется во времени. Поэтому так трудно лечить это заболевание.

Необходимо ли всем проходить генетическое тестирование? Есть примеры, когда мутации генов стопроцентно приводят к заболеваниям. Одно из них — фенилкетонурия из группы наследственных дефектов обмена веществ. В этом случае генетический анализ делать совершенно необходимо на стадии беременности, чтобы знать, как потом лечить малыша».

«В нашем институте разработана и внедрена генетическая карта здоровья, — добавляет Андрей Шевела, — как методическое пособие для врачей и студентов. Методика позволяет читать около 100 генов, которые являются предвестниками социально значимых заболеваний: сердечные, сосудистые, сахарный диабет. Центр новых медицинских технологий, которым руководит Андрей Иванович, по его собственному признанию, является наиболее ярким примером того, как удачно внедряются фундаментальные разработки учёных в практическую медицину.

«Уже не современно лечить обычными способами варикозную болезнь, — говорит он. — Есть генная диагностика, современные приборы, лазеры. Эффект операции при таком способе вмешательства, который называют офисной хирургией, на порядок выше, пациент покидает медучреждение на следующий день, а еще через несколько дней готов приступить к обычному труду. Такая методика достаточно новая для России, в нашем центре она успешно внедрена, и так же уже используется в клиниках Новосибирска. Мы используем и созданные в нашем институте оригинальные и прогрессивные методики УЗИ, которые заменяют дорогостоящие импортные препараты, проводим малоинвазивные хирургические операции — через естественные отверстия человека. Мы являемся одним из медицинских центров страны, где апробируется эта методика».

На медицину, по словам академика Власова, сегодня работают не только биологи. «Институт клинической иммунологии одним из первых в мире начал работать со стволовыми клетками, применяя их при лечении различных заболеваний. Успешно используются на практике разработки учёных Института ядерной физики, в частности, малодозные рентгеновские аппараты, — перечисляет Валентин Викторович, — в активе химиков клей для хирургии, противовирусные препараты, препараты для регулирования кровяного давления. Даже такая, казалось бы, далёкая от медицины наука, как геология, тоже внесла свою лепту: разработали газовый хроматограф, который позволяет исследовать воздух, выдыхаемый человеком, и таким образом диагностировать некоторые заболевания. Наши коллеги из Института цитологии и генетики проводят много значимых для медицины генетических исследований. В качестве примера можно привести работы по изучению опухоли, поражающей мозг человека — глиобластомы, или такого характерного для Сибири паразита, как описторхи.

На вопрос, насколько быстро разработки учёных доходят до массового внедрения в медицинскую практику, Валентин Власов ответил так: «Самый скорый путь, наверное, в хирургии. Кстати, некоторые виды оперативных вмешательств в нашем центре были выполнены впервые в мире. Апробация методики может происходить в течение полугода. И если она одобрена, можно её использовать. На утверждение диагностических исследований может уйти год-два. А самый «плохой» пример — разработка терапевтического препарата. Она занимает порой даже десятилетия, требуя при этом больших вложений. Потому что обязательно должна пройти несколько этапов: сама разработка, клинические исследования на животных, проверка методики на надёжность и безопасность экспертами, и, наконец, клинические испытания. И ещё один немаловажный момент: все изобретения и разработки должны быть запатентованы, желательно в нескольких странах.





© Copyright 2023. ИХБФМ СО РАН

Яндекс.Метрика