ru:about:media:2013:20131403 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2013 год » ru:about:media:2013:20131403



Оригинал статьи

РИА АМИ
от 14.03.2013 г.



Валентин Власов: «Медицина завтрашнего дня – это клеточные технологии»

.



















В Новосибирском Академгородке открылся новый корпус Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. В нем разместился Центр клеточных технологий. Чем он будет заниматься, каковы перспективы научных изысканий и возможности создания новых лекарств? О работе центра рассказывает академик Валентин Власов.

Валентин Викторович, для чего предназначен центр?

Название говорит само за себя, это будет центр коллективного пользования СО РАН, в котором будут работать с клетками высших организмов, с целью создания новых технологий и продуктов для медицины. Здание построено по современным стандартам, в соответствии с требованиями GMP – в нем имеются «чистые помещения» со специальной вентиляцией, в которых можно будет нарабатывать продукты для биологических и клинических испытаний. Первыми продуктами, которые мы будем получать путем выращивания в клетках, будут биополимеры терапевтического назначения, белки и нуклеиновые кислоты. Мы давно ведем фундаментальные исследования, направленные на создание таких препаратов, и для их производства в новом корпусе будет организовано что-то вроде «фабрики биополимеров». Один препарат находится в высокой степени готовности – это белок, антитело, защищающее от заболевания клещевым энцефалитом, что так актуально для России, особенно для Сибири. Созданный нашими учеными белок проявляет очень высокую защитную активность, это показано в опытах на животных. Еще один перспективный белковый препарат – оригинальный белок лактаптин, созданный нашими учеными. Он противоопухолевый и не оказывает токсического действия на здоровые клетки. В настоящее время ведутся испытания препарата на животных, получены хорошие результаты. Еще у нас в багаже – терапевтические нуклеиновые кислоты. Иммуномодулирующие препараты на их основе можно будет производить уже в близком будущем.

Вторая группа препаратов и продуктов будет представлена клетками различного типа, в том числе стволовыми. Мы будем выращивать клетки-модели, несущие в своем геноме мутации, ответственные за развитие болезней. На таких моделях можно будет быстро тестировать потенциальные новые лекарства. Очевидная задача – выращивание органов и тканей для регенеративной медицины. Мы работаем над созданием искусственных «каркасов» из синтетических материалов, которые будут заселяться клетками – так можно получить хрящевую ткань дл лечения суставов, искусственные кровеносные сосуды. При этом будут использоваться стволовые клетки самого больного. Потребность в таких изделиях огромна.

Как скоро можно ожидать такие изделия?

С белковыми препаратами трудностей ждать не приходится, на животных испытания уже идут. Речь идет о нескольких годах. С искусственными сосудами и хрящами сложнее. Крысы с пересаженными искусственными сосудами живут, собаки с пересаженными фрагментами хрящей бегают. Но это технологии совершенно новые и требуют длительных испытаний. Думаю, не меньше пяти лет.

Это, вероятно, не только длительные, но и затратные технологии. Кто ваши партнеры в исследованиях?

Конечно затратные, только на постройку здания ушло порядка 300 млн руб. Теперь нужно оснастить корпус , и оборудование будет стоить не меньше самого здания. Одним такие масштабные проекты не осилить, все области клеточных технологий не охватить. Кроме того, речь идет о медицине, и конечно же, главное слово при выборе направлений и при принятии решений должно быть за медиками. Мы работаем совместно с институтами СО РАМН и организациями Минздрава – у нас рядом два замечательных центра: кардиологический центр НИИПК им. академика Мешалкина и НИИ травматологии и ортопедии. Вместе нам вполне под силу масштабные проекты. Мы рассчитываем на поддержку Минздрава.

Поскольку НИИ занимается передовой биоинженерией, можете ли вы оценить достоверность «новостей» медицины вроде создания вакцины от СПИДа, лечебного вируса против рака?

Доказывать, что вакцины кардинально позволяют снизить заболеваемость вирусными инфекциями, уже не надо. Они становятся более эффективными, их все больше и можно контролировать все больше заболеваний. Но похвастаться успехами в создании вакцины против ВИЧ\СПИД пока нельзя. Никаких особых побед нет. Есть сообщения об американской и шведской вакцинах, показавших 30–50% эффективности, но еще требуется много работы и дополнительных испытаний. В России ГНЦ «Вектор» работает над новым типом вакцины против ВИЧ, мы участвуем в этом. Один из ее компонентов, возможно, будет производиться в нашем новом центре.

Сейчас уже большую группу вирусных заболеваний можно считать контролируемой. Я думаю, что в течение ближайших 10 лет возможна профилактика и гриппа, и ВИЧ. Биологи научатся достаточно быстро – за пару недель – реагировать на новые вирусы и штаммы, и их можно будет побеждать вакцинацией. Что касается онкологических заболеваний, мы практически уже стоим на пороге биовойны с раком – вовсю создаются биоагенты, поражающие раковую опухоль. Это аденовирусы с особой генетической программой, которая активируется в клетках опухоли. Попав в организм, аденовирус уничтожает раковые клетки, но не поражает здоровые. Сейчас часть технологий уже на стадии испытаний. В Китае зарегистрированы первые аденовирусные продукты, чтобы лечить несколько видов рака. Продукты такого типа разрабатываются совместно уже упоминавшимся ГНЦ «Вектор» и НГУ. Идут работы и в других странах, очень скоро начнется практическое применение. На самом деле многие виды рака медики уже умеют лечить. Например, опухоли молочной железы на самых ранних стадиях врачи эффективно удаляют прибором, напоминающим увеличенную инъекционную иглу, управляемую при помощи компьютера. Такие мини-операции на потоке в отделе нашего института – Центре новых медицинских технологий СО РАН. В некоторых случаях уже достаточно анализа крови, чтобы понять, началось ли у пациента онкологическое заболевание. В ряде случаев возможно лечить лейкозы – неконтролируемое размножение клеток крови, и жизнь больных медики продляют практически на 10 лет. В Новосибирске, в Институте клинической иммунологии СО РАМН накоплен большой опыт лечения таких пациентов. Там же успешно разрабатываются терапевтические противораковые вакцины. Клетки иммунной системы искусственно активируют против раковых клеток и водят пациенту, это позволяет резко усилить способность организма бороться с опухолью.

Можете ли Вы определить перспективы регенеративной медицины с использованием стволовых клеток? В этой области тоже существует много мифов.\
Здесь действительно было много сложностей и неудач. Существуют онкологические риски, было немало спекуляций, в ответ на которые последовали запреты от организаторов здравоохранения. Но надо сказать, что в целом метод не отвергнут. Речь идет о замене нефункционирующих клеток, тканей, а затем и органов. Если эти методики совместить с генетической модификацией, то многие болезни возможно будет лечить, вводя в клетки необходимые генетические программы. Вполне вероятно, что за 10-12 лет ученые научатся это делать и стволовые клетки приведут к методикам регенеративной медицины. Мы начали с простого – с создания искусственных хрящей и сосудов. Так что будем идти от простого к сложному, от меньшего – к большему.

В каких еще нозологиях можно ожидать «прорывных технологий»?

Я полагаю, что в генетических заболеваниях. В течение ближайшего десятилетия будут созданы основы их лечения. Ведь в некоторых случаях эти болезни вызваны заменой одной-двух позиций в геноме человека. Исправление «бракованных» генов в ближайшие 10-20 лет станет нормальной клинической практикой. Думаю, к этому времени биологи решат и проблему генетической паспортизации населения, тогда станет возможно выявлять предрасположенность человека к развитию тех или иных болезней. Это многое даст здравоохранению.



Беседовала Ирина Александрова





© Copyright 2023. ИХБФМ СО РАН

Яндекс.Метрика