ru:about:media:2013:20132910 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2013 год » ru:about:media:2013:20132910




Оригинал статьи

Interfax-Russia
от 29.10.2013 г. .

«Белком по раку»

«Белком по раку»
Interfax-Russia.ru – Противоопухолевый препарат, полученный из человеческого грудного молока, создали в Новосибирске.


Новый противоопухолевый препарат на основе лактаптина (фрагмента К-казеина молока человека) разработали сотрудники Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) Сибирского отделения РАН.

«Начав в 2000-х годах изучать свойства человеческого грудного молока, мы обнаружили в его составе лактаптин - белок, способный останавливать рост злокачественной опухоли», - сообщил Interfax-Russia.ru заведующий лабораторией биотехнологии ИХБФМ Владимир Рихтер.

Как выяснилось, данный компонент убивал раковые клетки, вызывая в них апоптоз (программируемую клеточную гибель). При этом на здоровые клетки его влияние не распространялось.

«Вообще апоптоз – процесс естественный. В организме ежедневно умирают миллиарды клеток: у одних заканчивается жизненный цикл, другие – разрушаются, выполнив свою функцию. Важно, что при апоптозе клетка уходит из жизни цивилизованно, не нарушая функционирование соседних с ней тканей. В то время как при химиотерапии на месте погибшей раковой клетки образуется некроз - клетка умирает, а ее содержимое выбрасывается в кровяное русло, тем самым вызывая интоксикацию организма», - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Также он рассказал, что одной из причин возникновения онкологических заболеваний как раз и считается нарушение процесса апоптоза. Клетки «забывают» погибать в срок, начинается их безудержное разрастание - возникает опухоль. В свою очередь выделенный учеными белок естественным образом запускает в организме «сломавшийся» механизм смерти – лишние клетки начинают умирать, и рак отступает. Вместе с тем, версию о том, что данное вещество содержится в человеческом грудном молоке специально для того, чтобы с самого рождения оберегать человека от рака, биолог не поддержал.

«Скорее всего, природой он заложен для другого. Вероятнее всего, он участвует в регулировании апоптоза матери, а не ребенка», - предположил Рихтер.

Дело в том, что в период лактации под воздействием гормонов молочные железы у женщины увеличиваются. Это происходит, в том числе, за счет разрастания клеток, отвечающих за выработку молока. По окончанию грудного вскармливания все лишние клетки, выполнившие свою функцию, должны естественным образом отмереть, при этом, не отравив остальной организм и не трансформировавшись в злокачественные новообразования. Вот за этот процесс, скорее всего, и отвечает лактаптин, который становится пусковым механизмом для уничтожения ненужных клеток.

В настоящее время ученые уже завершили доклинические испытания противоопухолевого препарата, названного по имени чудодейственного белка. Правда, поскольку выделять белок из грудного молока оказалось слишком сложно и дорого, лекарство создали на основе продуцентов рекомбинатных аналогов лактаптина.

«Мы встроили в бактерию Escherichia coli ген, который кодирует этот белок. Так что теперь мы получаем его в необходимых количествах из этой бактерии», - пояснил ученый.

По словам Рихтера, пока что безопасность и эффективность препарата проверяли только на лабораторных мышах и крысах. Однако ученые уже готовят документы для того, чтобы получить разрешение опробовать лекарство на реальных раковых больных.

«У нас уже есть предварительная договоренность с Алтайским краевым онкологическим диспансером в Барнауле», - отметил Владимир Рихтер.

Между тем, как сообщил Interfax-Russia.ru заместитель главного врача по высоким технологиям Алтайского краевого онкологического диспансера Сергей Лазарев, начала клинических испытаний лактаптина, если он будет заявлен именно как медицинский препарат, вряд ли стоит ждать в ближайшее время.

«Все клинические исследования новых медицинских препаратов и вакцин проходят с только разрешения Минздрава. Причем процесс согласования документов в данном случае достаточно длительный, поэтапный – нельзя изготовить препарат и сразу исследовать его на людях», - сказал он.

Специалист пояснил, что прежде чем новый препарат, успешно прошедший доклинические испытания, начнут в тестовом режиме использовать для лечения больных людей, его должны сначала испытать на добровольцах, не имеющих проблем со здоровьем. Об успехе клинических исследований можно будет говорить только тогда, когда будет получен достаточный положительный опыт применения данного средства.

«К примеру, крупные компании запускают клинические испытания своего нового препарата сразу в 30 странах. Ведь чтобы доказать его эффективность, им необходимо набрать определенное количество пациентов. Организации, не имеющие для этого достаточного финансирования, вынуждены собирать результаты таких исследований буквально по крупицам. А это, как правило, может занять немало времени», - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

По словам Лазарева, сегодня для лечения рака существует ряд, так называемых, таргетных препаратов: на основе растительного сырья, с химической составляющей, работающих по принципам иммунотерапии.

«Разные виды таргетных препаратов действуют на опухоль по-разному: одни препятствуют делению клеток, другие – росту сосудов. Но все они применяются уже после курса химиотерапии. Лечение злокачественных новообразований всегда комбинированное», - пояснил врач.

Он отметил, что, к сожалению, даже самый дорогой таргетный препарат не может гарантировать стопроцентного излечения болезни.

«В общем-то, такие препараты позволяют лечить даже четвертую стадию заболевания. Однако помогают они не всем: в то время как у одних пациентов от их применения наблюдается стойкий положительный эффект, для других лечение таргетами оказывается совершенно безрезультатным. Более того, со временем раковые клетки могут выработать устойчивость к компонентам препарата», - сказал специалист.

Поэтому, по его словам, несмотря на появление все новых и новых лекарственных средств, основным условием положительного прогноза в лечении злокачественных онкологических заболеваний остается их ранее выявление.

«Маленькие опухоли (1,2 стадии) не болят и никак не беспокоят пациента. Поэтому выявить их можно только в ходе медосмотра, которым, к сожалению, многие сегодня пренебрегают. В итоге к нам больные приходят только, когда появляется клиника – а это уже запущенная стадия заболевания», - отметил онколог.

Он пояснил, что если на первой или второй стадии рак излечивается достаточно легко, то на последующих стадиях справиться с недугом становится значительно труднее.

«Если вовремя обратиться, рак – не приговор. На ранней стадии его можно вылечить полностью», - добавил Лазарев.

По его словам, в настоящее время самым распространенным видом рака в Алтайском крае у мужчин и женщин является рак кожи. На втором месте у женщин – рак молочной железы, у мужчин – рак легкого. На третьем месте у женщин – рак легкого, у мужчин – рак предстательной железы.

«В нашем регионе из года в год заболеваемость раком растет. Хотя, в общем-то, это общероссийская, даже общемировая тенденция», - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Действительно, начиная с 2000 года, количество онкологических больных в России постоянно увеличивается. Так, если в 2000 году, по данным Росстата, в стране насчитывалось 427,5 тысяч человек, имеющих злокачественные новообразования, то в 2012 году эта цифра возросла уже до 480 тысяч. К сожалению, достаточно высокой остается и смертность онкологических больных. Так, в 2012 году от злокачественных новообразований скончалось 287 тысяч 879 человек (в 2011 году этот показатель составил 289 тысяч 535 человек). Таким образом, смертность от рака в 2012 году составила 201 человек, а в 2011 году – 202 человека на 100 тысяч населения.

Вообще в России смертность от злокачественных новообразований находится на втором месте после смертности от болезней системы кровообращения, из-за которых в 2012 году умерло 1 млн. 55 тысяч 592 человека.


Обозреватель Наталья Пономарева





© Copyright 2023. ИХБФМ СО РАН

Яндекс.Метрика