ru:about:media:2014:20142608 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2014 год » ru:about:media:2014:20142608



Оригинал статьи

«Наука в Сибири»
от 26.08.2014 г.

Источник: НГС.Новости, Никита Гиевский


Фото: Юлия Позднякова


Группа ученых из Новосибирска отправилась в Гвинею бороться с эпидемией лихорадки Эбола, вспыхнувшей в Западной Африке. ВОЗ уже признала болезнь угрозой мирового масштаба.

. 21 августа вице-премьер Ольга Голодец рассказала, что по запросу правительства Гвинеи в республику на помощь в борьбе со свирепствующей эпидемией лихорадки Эбола отправляются лучшие вирусологи России, сообщает ИТАР-ТАСС. Днем ранее руководитель лаборатории иммунологии и вирусологии НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Александр Семенов сообщил РИА Новости, что группа, состоящая из нескольких десятков ученых из Саратова и Новосибирска, отбывает в ближайшую неделю, а их лаборатория будет развернута на базе КамАЗов и палаточного лагеря. С помощью мобильной диагностической платформы, которую отправят вместе с бригадой, можно делать несколько сотен анализов в день, а их обработка занимает от 1,5 до 3 часов.

Заместитель гендиректора по научно-методической работе и международному сотрудничеству ГНЦ ВиБ «Вектор» Раиса Мартынюк подтвердила корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что группа новосибирских ученых отправится в Африку для мобильной диагностики. Число новосибирцев, которые отправились в Африку, она не назвала. Именно в Гвинее, куда полетели новосибирские ученые, началась эпидемия, после чего распространилась по Западной Африке — Сьерра-Леоне, Либерия и Мали.

Зафиксированы единичные случаи болезни или подозрения на нее в Нигерии, США, Англии, Германии и Канаде. По данным ВОЗ на 18 августа, от Эболы погибли 1350 человек из 2473 случаев заражения. 8 августа организация признала лихорадку угрозой мирового масштаба.

Геморрагическая лихорадка Эбола (вирус Эбола) — острая вирусная болезнь, до 90 % заразившихся умирают. Вирус поражает человека, приматов, а также парнокопытных, например свиней и антилоп дукеров. Впервые вирус идентифицировали в 1976 году, во время эпидемии в Судане и Конго, в районе реки Эболы. Вирус передается человеку при контакте с жидкостями организма больных людей или животных с вероятностью 95 %. Заболевание начинается с сильных слабости и головной боли, болей в мышцах и животе, диареи, ангины. Потом появляются сухой кашель, боли в груди, рвота, внешние и внутренние кровотечения.

«Эбола — не человеческий вирус, наш организм не приспособлен бороться с ним, — рассказала сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и бывший сотрудник «Вектора» Елена Рябчикова, — Вирус — это внутриклеточный паразит, а паразиту невыгодно убивать своего носителя, но вирус Эбола не воспринимает наш организм как хозяина. Попадая в организм, он в первую очередь поражает макрофагальные клетки, которые распространяются во все органы, и вызывает системное поражение всего организма. Кроме того, вирус Эбола вызывает гибель лимфоцитов — основных бойцов иммунной системы. Соответственно, иммунная система выключается вскоре после заражения, кроме того, вирусное поражение макрофагов повреждает систему свертывания крови, организм не в состоянии справиться с каскадом патологических изменений».

В 2000–2005 годах лаборатории особо опасных вирусных инфекций новосибирского «Вектора» принадлежало 5 % научных публикаций в наиболее цитируемых журналах в этой области знания, написал в статье для Lenta.ru доктор биологических наук, бывший сотрудник «Вектора» Александр Чепурнов
Однако с переходом в 2005 году «Вектора» под начало Роспотребнадзора «одна из самых успешных в мире лабораторий, исследовавшая лихорадку Эбола, была распущена», сетует вирусолог.

Работавшая на «Векторе» лаборатория действительно занималась изучением механизмов развития заболевания и подбором способов лечения, но 10 лет назад работы были практически свернуты, подтверждают другие бывшие сотрудники новосибирского центра. «Формально, вирус Эбола хранится на «Векторе» в соответствующих условиях, и с ним могут продолжать работу, но нужны большие средства, — говорит Елена Рябчикова. — Без соответствующего финансирования можно проводить очень ограниченные исследования, а чтобы разрабатывать и проверять эффективность лекарственных препаратов, нужны исследования на десятках обезьян, таких работ сейчас, конечно, нет».

Тем не менее в январе 2014 года Росздравнадзор объявил, что зарегистрировал тест-системы для выявления вирусов, в том числе Эболы, разработанные «Вектором» и выдающие результат через 4–6 часов после обследования. А в начале августа глава Роспотребнадзора Анна Попова заверила, что вакцина от лихорадки Эбола разрабатывается «Вектором» с максимальной интенсивностью и находится на стадии доклинических испытаний.\
В Новосибирске человек уже умирал от этой страшной болезни. В 2004 году 46-летняя лаборантка все того же отдела особо опасных инфекций «Вектора» Антонина Преснякова заразилась лихорадкой Эбола: во время эксперимента с морскими свинками женщина надевала защитный колпачок на шприц и нечаянно уколола левую ладонь, несмотря на двойные защитные перчатки. Сотрудницу, немедленно сообщившую обо всем начальству, изолировали в специальном бункере. Через две недели Преснякова скончалась. Хоронили лаборантку в закрытом цинковом гробу по специальной технологии: чтобы исключить распространение вируса или его кражу, тело обрабатывают специальными препаратами. «Лечили ее как положено, — вспоминает Елена Рябчикова, — но тут как с любым вирусом, вопрос иммунной системы: сможет она распознать и убить зараженную клетку или нет. В ситуации с вирусом Эбола мало того что система не видит зараженные клетки, ее работу к тому же отключает вирусная инфекция».

Лекарства или вакцины от Эболы с доказанной эффективностью все еще нет. По сообщениям американских СМИ, двое зараженных американцев излечились с помощью экспериментального препарата ZMapp, который представляет собой набор антител к вирусу. Однако единственного умершего в Европе больного — 75-летнего испанского священника — тоже лечили этим средством. «По поводу ZMapp много шума, но нет доказательств, что он действительно работает», — цитирует авторитетный научный журнал Nature инфекциониста Амеша Адалью.

Елена Рябчикова считает, что россиянам опасаться вируса не стоит. «С такими инфекциями самое главное — это строгий эпидемиологический контроль, — уверена специалист. — Если соблюдать санитарные правила и если будет входной контроль, то я думаю, что вирус не представляет опасности». Ольга Голодец ранее заверила, что «контроль за ситуацией в РФ установлен абсолютно надежно» — контролируются приезжающие из стран, где обнаружен вирус, проинспектированы все сотрудники авиакомпаний и бортпроводники.





© Copyright 2023. ИХБФМ СО РАН

Яндекс.Метрика