ru:about:media:2015:20150207 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2015 год » ru:about:media:2015:20150207



Оригинал статьи

Наука в Сибири

от 02.07.2015 г.

В борьбе с иммунодефицитом

Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН вместе со своими московскими коллегами получили премию «Призвание» — главную медицинскую награду России. О том, какие лечебные технологии создаются на энтузиазме, рассказал один из руководителей проекта-победителя, заведующий лабораторией фармакогеномики ИХБФМ Максим Леонидович Филипенко.

Премия «Призвание» учреждена Министерством здравоохранения России и Первым каналом. В 2015 году в номинации «За вклад в развитие медицины, внесенный представителями фундаментальной науки и немедицинских профессий» победила группа ученых-генетиков и врачей-иммунологов под руководством Максима Леонидовича Филипенко и заместителя главного врача по научно-практической работе Андрея Петровича Продеуса (Детская городская клиническая больница № 9 имени Г.Н. Сперанского, Москва). Среди новосибирских лауреатов — директор ИХБФМ СО РАН академик Валентин Викторович Власов и аспирант Игорь Петрович Оскорбин. Награда вручена за создание оригинального метода ранней диагностики врожденных иммунодефицитов у детей с помощью методики полимеразной цепной реакции.

— Максим Леонидович, вашу работу можно назвать мультидисциплинарной в самом широком смысле слова — проблемой занимались специалисты из разных городов. С чего все началось и сколько времени заняли исследования?

— Наша деятельность началась со знакомства с Андреем Петровичем Продеусом, который работает в ДГКБ № 9, и другими клиницистами. Андрей Петрович уже много лет занимается проблемой иммунодефицита и даже участвовал в организации фондов для детей с такого рода нарушениями. Фактически, мы по заказу врачей сделали тест-систему, которая позволяет выявить заболевание до появления клинически значимых симптомов, а также контролировать состояние и прогнозировать его течение.

Мы работали 2,5 года, и почти половину этого времени длились клинические испытания метода. На базе ДКБ № 9 было обследовано свыше тысячи детей, выявлено 115 пациентов с первичным врожденным иммунодефицитным состоянием и 199 — с проявлениями вторичных иммунных нарушений, угрожающих жизни. Удалось более, чем в два раза повысить эффективность диагностики этих тяжелых заболеваний. Только после проведения всех испытаний мы подали патент, содержащий выверенный метод и руководство по интерпретации результатов с клиническим применением.


— Иммунодефицитные заболевания определенно не на слуху у широкой общественности. Чем они опасны и почему с ними сложно бороться?

— Врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния сложно выявить, и они даже могут привести к летальным исходам. Большинство больных первичным иммунодефицитом в России умирают недиагностированными. Множество пациентов с тяжелыми хроническими течениями инфекционных заболеваний, которые обусловлены вторичными иммунодефицитами, не получают необходимую помощь. Несмотря на улучшение условий диагностики, пациентам нередко ставят неправильные диагнозы, многие из них становятся инвалидами, а младенцы с тяжелой формой иммунодефицитных состояний погибают в первый год жизни.

Признаки иммунодефицита могут быть не распознаны, потому что у него нет уникальных черт. Он может проявляться в виде рецидивов инфекционных заболеваний ЛОР-органов или легких, трудностей с пищеварением, воспаления суставов или затяжного течения инфекционных заболеваний, переходящих в хроническую форму. Все эти проблемы созданы генетическими дефектами иммунной системы. Ее основу составляют Т- и В-лимфоциты, которые способны реагировать на практически любой антиген. Используя метод полимеразной цепной реакции, мы можем диагностировать и прогнозировать многие болезни, связанные с нарушением Т- или В-клеточного звена. Например, различные типы иммунной недостаточности, лимфопению. Метод позволяет оценивать восстановление иммунной системы после трансплантации стволовых клеток костного мозга. Кроме того, мы можем проводить скрининг новорожденных на иммунодефицитные состояния, используя сухие пятна крови.

— А смогут ли региональные больницы внедрять вашу технологию? Не будет ли такая диагностика стоить слишком дорого?

— Наш метод можно применять в любом учреждении, где есть клинико-диагностическая лаборатория со стандартным набором оборудования для полимеразной цепной реакции. Результаты тестов сможет правильно прочитать иммунолог или педиатр. В Новосибирске подобных мест десятки, а себестоимость теста не превышает 300 рублей.

— В таком случае, стоит ли ожидать повсеместного внедрения этой технологии? Может быть, ваш метод можно использовать не только для диагностики иммунных заболеваний?

— Сейчас нашу технологию уже используют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Калининграде, Орле и Барнауле. Разумеется, внедряем ее и в Новосибирске, в НИИ фундаментальной и клинической иммунологии. Наша глобальная цель — включить этот метод в программу неонатального скрининга. К тому же, мы прорабатываем и другие направления, по которым можно использовать наш метод.

Мы уже можем проводить мониторинг реактивных состояний организма при угрозе жизни пациента (сепсис, менингит), давать оценку возрастных изменений и определять возраст человека для судебной медицины. Есть перспективы по лечению онкологических заболеваний, мониторингу трансплантации костного мозга и пациентов при ВИЧ-инфекциях. По некоторым из этих тем мы активно взаимодействуем с Федеральным научно-клиническим центром детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.

— Премия «Призвание» — одна из наиболее известных профессиональных наград в России, а церемонию ее вручения показывают на центральном канале в прайм-тайм. Поможет ли такой «пиар» в развитии ваших исследований?

— Уже помогает! После церемонии награждения я посетил Казахстан, и восточные коллеги сообщили, что намерены внедрять этот метод у себя. Премия «Призвание» очень полезна, поскольку привлекает внимание к нашей работе, которую мы выполнили на энтузиазме и, фактически, на самофинансировании. Хотелось бы, чтобы на нас обратили взгляд областные администрации, технопарки или фонды, и выделили средства на дальнейшие исследования, регистрацию и повсеместное внедрение технологии.




Беседовал Павел Красин
Фото: предоставлены М.Л. Филипенко и из открытых источников





© Copyright 2023. ИХБФМ СО РАН

Яндекс.Метрика