ru:about:media:2015:20150407 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2015 год » ru:about:media:2015:20150407

НГС-НОВОСТИ от 04.07.2016 г.

Морские ежи приблизили ученых к разгадке генетической защиты человека

Британский научный журнал Molecular BioSystems опубликовал исследование новосибирских ученых, проливающее свет на особенности развития личинок морских ежей.

Как сообщили в пресс-службе Новосибирского госуниверситета, ученые НГУ и Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН совместно с коллегами из Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН впервые изучили, как личинки морского ежа реагируют на факторы, повреждающие их гены. Исследование проходило с сентября 2011 года. В начале июля 2016 года его результаты опубликовал журнал Molecular BioSystems британского Королевского химического общества.

В НГУ отмечают, что личинки серых тихоокеанских морских ежей были привезены из Владивостока в замороженном виде.

Как рассказал НГС.НОВОСТИ один из авторов исследования, руководитель стратегической академической единицы «Синтетическая биология» в НГУ Дмитрий Жарков, ученые исследовали как оплодотворенные икринки на разных стадиях их развития, так и уже вылупившиеся личинки. Таким образом, исследователи проследили, как ведут себя ферменты репарации (т.е. система предотвращения поломок ДНК) по мере роста организма.

По словам Дмитрия Жаркова, наблюдая за тем, какие именно элементы защиты ДНК активны на том или ином этапе развития эмбриона, можно сделать вывод, с какими опасными факторами важнее всего бороться на этой стадии.

В НГУ уточнили, что наблюдения за личинками морских ежей также помогут предсказать влияние критических факторов на эмбрионы других животных и человека.

Как отмечают в вузе, самое неожиданное открытие ученые сделали на стадии вылупления личинки. Оказалось, что когда личинка вылупляется из защищенной икринки и попадает в морскую воду с вредными элементами, то активность системы защиты клеток на какое-то время резко возрастает. Как предполагают авторы исследования, это отражает общую закономерность для всех животных, у которых при рождении происходит резкая смена условий.

НГС.НОВОСТИ