ru:about:media:2018:20181009 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2018 » ru:about:media:2018:20181009

Наука в Сибири

от 27.09.2018 г.

Ученые нашли похожие участки генов у бореллий из России и Азии

Специалисты из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН в сотрудничестве с коллегами из Томска, Иркутска и Монголии исследовали разновидности бореллии в своих регионах и выявили генетические сходства между взятыми образцами. Результаты опубликованы в журнале «Infection, Genetics and Evolution».

Бореллии — род бактерий, которые являются возбудителями таких заболеваний человека, как бореллиоз и возвратный тиф. Переносчики этих патогенов – клещи, передающие бореллиозную инфекцию людям. По статистике за прошлый летний сезон свыше 6 тысяч человек по всей России заболели бореллиозом в результате укусов этих насекомых, в то время как клещевым энцефалитом — 1,9 тысяч.

Команда ученых, куда вошли и специалисты ИХБФМ СО РАН, сравнили распространенные виды бореллии, выявленные в Сибири и в Монголии. «Цель исследования — найти природный резервуар и первичных прокормителей исследуемых микроорганизмов, понять, на чем “путешествует” боррелия, из-за климатических изменений перемещаясь из Азии в сторону Сибири», — говорит научный сотрудник лаборатории Молекулярной микробиологии ИХБФМ кандидат биологических наук Артем Юрьевич Тикунов.

Переносчиками опасных бактерий на упомянутых территориях является около пяти представителей иксодовых клещей (спирохетов). Объектом работы стали конкретные два вида — Павловский и Таежный клещи. Именно они кусают человека, передавая ему патоген.

Исследование состояло из нескольких этапов. На первом ученые собирали нужных паукообразных. Это можно сравнить с ловлей сачком бабочек, только для клещей используется флаг — обычное древко с закрепленной на нем тканью. С таким приспособлением нужно пройти не менее 5 километров, не повторяя своего маршрута.

Далее собранных клещей перемалывают в порошок, из которого выделяют ДНК. В пробирку с твердыми шариками из неорганических соединений заливается специальный раствор, ставится в прибор (гомогенизатор), который 45 секунд потряхивает и вращает емкость с клещами. За это время шарики перетирают их. После в пробирку с гомогенатом (все, что получилось после гомогенизации) заливается спирт, где ДНК хорошо выпадает в осадок.

Финальный этап — определение нуклеотидной последовательности исследуемых участков генов и их сравнение с имеющимися данными бореллий. Если участки ДНК совпадают — они могут считаться родственными.

Ученые выяснили, что на Дальнем Востоке свой тип бореллий — B. Bavariensis и B. afzelii, в Сибири свой — B. Garinii и B. valaisiana. Итоги исследования показали, что некоторые последовательности ДНК названных разновидностей, несмотря на отличие в месте обитания, идентичны. Артем Тикунов объясняет это тем, что у взятых типов бореллий либо был общий предок, либо генетическая схожесть связана с перелетными птицами, которые и переправляют «выходцев из Азии» в другие регионы.

«Формат нашего исследования, можно экстраполировать и на другие инфекционные бактерии (ерсинии, ерлихии, пироплазмы и др.), источник которых нам неизвестен», — отметил ученый.

Анастасия Самарцева, студентка ФЖ НГУ