ru:about:media:2019:20203010 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2019 » ru:about:media:2019:20203010


Наука в Сибири

от 30.10.2020 г.

Оригинал статьи


Берегите уши и глаза

Научный руководитель Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН академик Валентин Викторович Власов делится соображениями об информационной гигиене в условиях эпидемии коронавируса.




— На самом деле этот вид гигиенической защиты от заболевания сегодня выходит на первый план. Еще весной, когда я выступал за соблюдение определенных медицинских и поведенческих правил, распространялось много непроверенной, а то и заведомо ложной информации на тему коронавируса, его распространения и борьбы с инфекцией. За прошедшие пять месяцев информационное поле не то чтобы не очистилось — оно стало подобно тому мусорному архипелагу в Тихом океане, который хорошо наблюдается даже из космоса. Там на многие сотни квадратных километров не видно пятнышка живой воды — точно так же и мы почти не встречаем научно обоснованных, взвешенных суждений по теме COVID-19.

Почему так? Ведь во время предыдущих эпидемий не было таких огромных наплывов информационного мусора? Во-первых, сказывается общая тенденция, набравшая силу в интернете. Тенденция очень вредная, называется «равенство мнений». То есть при обсуждении какого-либо вопроса изначально одинаковый вес признается за позицией компетентного специалиста и напористого дилетанта. В массмедиа, где всегда была практически одна профессия — журналистика, — появились квазипрофессии блогера, инстаграмера и тому подобные.

Во-вторых, распространение коронавируса справедливо признано пандемией спустя 11 лет после предыдущей (пандемия гриппа H1N1 в 2009 году): новая инфекция поражает людей в самых дальних уголках планеты, на предельно малонаселенных территориях, не говоря уже о странах — мировых лидерах: Китае, США, России, государствах Евросоюза и Тихоокеанского бассейна. Коль скоро это общая угроза, стоящая буквально у каждой двери, то и говорят о ней условные «все», а не только специалисты.

И наконец, как бывало и раньше, для кого-то новый вызов создает выгодную конъюнктуру: экономическую, политическую, социальную, медийную. Как говорится, кому война, а кому приращение капитала во всей широте этого понятия. Поэтому нет смысла вслушиваться в то, что говорят о пандемии политики (пусть даже самые авторитетные), общественные деятели любого толка, тем более — звезды и кумиры индустрии развлечений, публицисты, блогеры и иже с ними. Тем более следует игнорировать рекламу (прямую и скрытую) всевозможных снадобий: «антивирусных», «повышающих иммунитет» и так далее. Это про отъем ваших денег, но не про сохранение вашего здоровья.

Кому же доверять? Ученым? Но сказать «ученый» — значит, ничего не сказать. На коронавирусную тематику сегодня высказываются представители практически всех отраслей науки. Не так давно читал известного нашего математика (!), который утверждал, что за заболевшим тянется опасный аэрозольный след аж до двадцати метров! Невероятную экспертную активность проявляют представители Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), выступающие по всем проблемам мироздания, включая эпидемии. Понятие «медик» тоже слишком широко для безоглядного доверия — в медицине масса очень далеких друг от друга специализаций, и если про коронавирус бодро вещает очередной теледоктор, то стоит поинтересоваться, чем он конкретно занимается: вполне может оказаться, что стоматологией, пластической хирургией или глазными болезнями.

В результате информационное пространство вокруг нас заполонено псевдокомпетентными «учеными» и «медиками», предлагающими бесполезные, экстравагантные или даже вредные советы — например, дышать спиртом (уж тогда лучше пить, предсказуемый эффект будет тем же) или горячим газом, заниматься полумистическими «очищающими» практиками и так далее. Пора уже устанавливать антипремию, вроде Игнобеля, за самые дикие рекомендации и самые глупые статьи по борьбе с коронавирусом. Наверное, в первых рядах претендентов на эту премию оказались бы многочисленные теоретики, обещающие рассчитать кривые и предсказать ход развития эпидемии. Некоторые новосибирские математики весной этого года уже объявляли, что по их расчетам в регионе эпидемия закончится в августе, даже дату указывали. В каком мире живут такие специалисты? Неужели они всерьез считают, что публикуемые данные по заболеваемости отражают реальность? Ведь ясно же, что эти цифры далеки от фактической картины, поскольку на них влияет количество желающих тестироваться и прошедших тест (что не одно и то же), а также руководящие указания. Один новосибирский журналист недавно в разговоре со мной высказал идею профессионального знака качества — то есть маркировки приемлемых публикаций, проверенных некоторым сетевым сообществом специалистов. Идея хорошая, но чем ближе ученый к коронавирусной тематике, тем меньше у него свободного времени. А потребитель массмедиа уже сегодня должен иметь какие-то ориентиры.

По моему глубокому убеждению, в информационном пространстве есть три фигуры (амплуа, специальности), которые могут компетентно судить о коронавирусе, его распространении и борьбе с инфекцией. Первая — это вирусолог. В нашей стране есть замечательные специалисты-вирусологи, из наиболее активно работающих сегодня можно упомянуть члена-корреспондента РАН Александра Николаевича Лукашева. В информационном пространстве Сибири высочайшее доверие вызывают выступления члена-корреспондента РАН Сергея Викторовича Нетёсова. С одной стороны, они основаны на результатах многолетних исследований именно болезнетворных вирусов, с другой стороны — понятны, как говорится, простому обывателю. Очень советую почитать, например, последнюю по времени подборку практических советов С. Нетёсова.

Вторая фигура доверенного консультанта в информационной мозаике — это иммунолог, поскольку иммунитет является практически единственной эффективной защитой любого организма от вредоносного воздействия вирусных и иных инфекций. В рамках объединенного Сибирского отделения РАН работает прекрасный иммунолог — научный руководитель НИИ фундаментальной и клинической иммунологии академик Владимир Александрович Козлов. Он редко выступает в прессе по собственной инициативе, поэтому я советую журналистам обращаться к этому ученому чаще.

Наконец, третий медийный персонаж, которого стоит воспринимать всерьез — это эпидемиолог. Он может не очень хорошо разбираться (либо не разбираться вовсе) в механизмах поддержания иммунитета, но знает историю и типологию эпидемий в сопряжении с теми или иными сопутствующими событиями: миграциями, социальным и политическим реагированием, прогрессом медицины и так далее, знает, как детектировать патогены и какие методы необходимы для диагностических обследований. Такие специалисты в стране есть, например профессор Сеченовского университета доктор медицинских наук Владимир Петрович Чуланов, назначенный летом этого года главным инфекционистом России.

За рамками информационного поля есть четвертая фигура, которой следует доверять — это ваш лечащий врач (если такового нет, то участковый терапевт). Чем бы вы ни заболели — это окно в сферу практической медицины и проводник на пути к вашему выздоровлению. Хороший доктор не просто будет лечить вас по определенному протоколу, но и даст рекомендации на будущее: как восстанавливаться, укреплять иммунитет, повышать общую сопротивляемость и физическую форму.

Я понимаю, что некоторых рекомендаций ждут и от меня — как от ученого-биолога и научного руководителя института биомедицинского профиля. Но не буду противоречить высказанному выше принципу и переадресую с большинством вопросов к таким экспертам, как вышеупомянутые ученые и их многочисленные коллеги. Позволю себе лишь несколько обобщающих суждений.

Первое — психологического свойства. Надо понимать, что жизнь в условиях неопределенности и непредсказуемости — это надолго, к чему следует привыкать даже тем людям, которые планируют всё и вся на годы вперед. Теперь мы все живем и долго еще будем жить по-другому, без далеко идущих намерений провести, например, зимние каникулы в Таиланде или организовать международный оффлайн-конгресс следующей весной. Белорусские коллеги, правда, недавно приглашали в Минск — мол, там «почти нормально». Скорее всего, лукавили, причем дважды.

Поведенческое. Настоятельно советую принять без лишних обсуждений противовирусную триаду: ношение маски, соблюдение социальной дистанции и личную гигиену. Ни то, ни другое, ни третье по отдельности не является вашей гарантированной защитой, но когда и вы, и люди вокруг вас ведут себя именно так, то это снижает и коллективные, и индивидуальные риски заражения, то есть ваш персональный риск. Триада необременительна, как и пользование привязным ремнем в автомобиле, который так же спасает жизнь и здоровье.

Медицинское. Употребляйте больше витаминов: особенно в Сибири и в холодное время года. Между покоем и движением, между помещением и открытым воздухом выбирайте по возможности вторые варианты. Если можете сходить в магазин пешком вместо поездки на машине или общественном транспорте — так и поступайте. Спорта мало не бывает, но старайтесь заниматься на улице и на хорошей дистанции от других. Кстати напомню, что 1,5 метра — это не оптимум, а минимум, так что лучше отдаляться на 2—3 метра.

И пожалуйста, помните: в настоящий момент пока что нет ни одного целевого антиковидного препарата с доказанной эффективностью. Повторю — ни одного. А всё, что пишут о якобы эффективных ремдесивирах, фавипиравирах и тем более об арбидолах, кагоцелах, анаферонах и прочих фуфломицинах — неправда. А все разрабатываемые сегодня вакцины неслучайно называются кандидатными — их путь к успешному применению только начинается (при этом у некоторых может не завершиться), и демарши с вакцинацией сильных мира сего — пиар и еще раз пиар, а не пример для подражания. Вирус побеждать будет ваша иммунная система, и вы только можете помочь ей, укрепляя свой организм.

Поэтому слушайте советы настоящих специалистов и будьте здоровы!

Подготовил Андрей Соболевский





© Copyright 2023. ИХБФМ СО РАН

Яндекс.Метрика