ru:about:media:2021:20211201 [Институт химической биологии и фундаментальной медицины]
ИХБФМ СО РАН » ru » Об институте » СМИ о нас » 2021 » ru:about:media:2021:20211201

Академия новостей

от 12.01.2021 г.

Научные достижения-2020

Названы самые значимые разработки новосибирских ученых в прошедшем году.

Модель 3D-принтера для печати биокерамических имплантов

Главное достоинство этого метода ─ возможность быстро изготавливать индивидуальную модель. Время изготовления одного импланта ─ несколько часов. Это в разы быстрее существующих на рынке технологий.

Старший научный сотрудник Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН Наталья Булина отмечает, что достижением коллектива является ещё и то, что смогли сделать диаметр пучка лазера очень маленький, всего две десятых миллиметра. В результате, как ручкой можно рисовать тонкую структуру костной ткани.

Вакцина от коронавируса

Препарат «ЭпиВакКорона», созданный в центре «Вектор», еще в ходе первых испытаний дал высокие показатели эффективности и безопасности. В январе завершатся постклинические испытания, по прогнозам «ЭпиВакКорона» сможет обеспечить человеку иммунитет от коронавируса минимум на полгода.

Топливо, растущее под ногами под ногами

Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук разработал новый катализатор, с помощью которого можно получать экологически чистые компоненты моторных топлив.

Маски против вирусов

Исследователи из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН разработали материал для медицинских масок, имеющий высокую антибактериальную и противовирусную активность (она была показана в ГНЦ ВБ «Вектор»). Материал, разработанный в ИХТТМ СО РАН, состоит из мельтблауна и наносеребра.

Уникальное приложение на основе принципов работы искусственного интеллекта

Сотрудники научно-образовательного центра «Машинное обучение и анализ больших данных» Новосибирского государственного университета совместно с Институтом катализа им. Г. К. Борескова СО РАН занимаются изучением и развитием технологий, связанных с глубоким машинным обучением. Одной из разработок стало приложение, которое в режиме online может сканировать и анализировать определенные виды микроскопических изображений.

Алгоритм для перевода старой орфографии в современную

Сотрудники Института вычислительных технологий СО РАН разработали систему, которая позволяет переводить дореволюционные издания в современную русскую орфографию практически без участия человека. Алгоритм может выполнять рутинную работу редакторов и дает исследователям дополнительные инструменты для анализа текстов.

Препарат на основе белка плазмы крови сделал МРТ безопаснее и точнее

Сибирские химики разработали органический препарат, применяемый врачами перед сеансом магнитно-резонансной томографии с использованием контрастных веществ.

Руководитель проекта по гранту РНФ, главный научный сотрудник Новосибирского института органической химии имени Н. Н. Ворожцова СО РАН, д.х.н. Игорь Григорьев: «Химики давно заметили потенциал органических препаратов для проведения контрастной МРТ. Наша научная группа поставила себе задачу — найти органическое вещество, соответствующее четырем параметрам: оно должно присутствовать в норме в организме пациента, у него должна быть маленькая действующая концентрация, высокая растворимость и совместимость с организмом».В исследовании принимала участие лаборатория биомедицинской химии ИХБФМ СО РАН.

Безопасный способ борьбы с тромбозами при коронавирусе

В Сибири несколько лет назад разработан фибринолитик нового поколения. Это лекарство создано при участии компании «Сибирский центр фармакологии и биотехнологии, ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» и Института ядерной физики СО РАН, а также томского НИИ фармакологии и регенеративной медицины.

Семейство веществ, которое избирательно разделяет этан и этилен
\

Исследователи из Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН создали целое семейство металл-органических каркасных структур, которые способны сорбировать этан из газовой смеси лучше, чем этилен. Открытие, которое найдет применение в крупнотоннажном химическом производстве, опубликовано в престижном химическом журнале Angewandte Chemie International Edition.

Новый способ получения сверхпрочной керамики

Ученые Института катализа Сибирского отделения Российской Академии наук разрабатывают энергоэффективный способ получения керамических материалов на основе матрицы карбида кремния, модифицированной многослойными углеродными нанотрубками.

Гены, связанные с хронической мышечно-скелетной болью

Ученые из лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики Факультета естественных наук НГУ и лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа ИЦиГ СО РАН совместно с зарубежными коллегами предложили нестандартный подход к изучению генетических основ хронической боли. Они предложили объединить несколько типов хронической боли — в данном случае боль в спине, колене, бедре и шее/плечах — и выделить так называемый «генетически независимый фенотип». Результаты работы были опубликованы в журнале с открытым доступом Communications Biology

Пропотип циклолета

Ученые Института теплофизики СО РАН разбаботали протитип циклолета и представили его на международном форуме «Армия-2020» .

Топологические изоляторы на основе селенида висмута новыми способами

Результаты совместных работ специалистов Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета опубликованы в журналах Materials Research Bulletin и Nanotechnology.

Устройство для экологичного сжигания нефтяных отходов

Ученые Института теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) НЭТИ создали горелочное устройство, которое позволит сжигать нефтяные отходы и отработанное масло без вреда для экологии. Аналогов ему в мире в настоящее время не существует.

Черная пшеница и синий ячмень

Новосибирские генетики доказали – человеческий гормон меланин содержат многие растения. Более того, представители флоры умеют общаться друг с другом. Статью опубликовали в авторитетном научном журнале, а на экспериментальные поля высадили разноцветный ячмень, который получился в результате генетических изменений.

Технология высокопрочной лазерной сварки для авиации

Ученые Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) им. С. А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) разработали технологию высокопрочной лазерной сварки для авиационной промышленности.

Новосибирские ученые помогут прочитать нарушенную ДНК

Исследователи Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Новосибирского государственного университета работают над коктейлем из белков, который способен помочь в расшифровке деградировавшей ДНК — это важно, в частности, для палеогенетиков и судмедэкспертов.

Источник: портал «Новости сибирской науки»